BRONICA большая и малая
Часть 1
Броника, или Зенза Бронника (Zenza Bronica) достаточно известная линейка японских среднеформатных камер. История конструкций Броники, на фоне других именитых аппаратов непродолжительна (1958—2005г). Поэтому она хорошо изучена и многократно описана. Однако несколько фактов, для тех, кто может быть не очень знаком с этой японской системой я, всё-таки, напомню.
Если совсем кратко, биографию семейства Zenza Bronica можно проследить по Таблице 1 (см. рис. Таблица 1)
Талантливый инженер Зензабуро Ёсино, впервые услышав о шведском среднеформатном чуде Hasselblad 1600F http://kamepa.ru/articles.htm?id=16 загорелся идеей создать японскую альтернативу Хасселю. В основу концепции своих среднеформатных SLR камер Зензабуро планировал заложить аналогичную модульную конструкцию: тело камеры, сменные объективы, задники и видоискатели. Чуть меньше десятилетия понадобилось ему, прежде чем на свет появилось его первое детище, среднеформатная 6х6см Bronica Z с фокальным шторным затвором. Вскоре за ней последовала улучшенная вариация Bronica D и чуть позже - Bronica S. Они немногим отличались друг от друга, и наряду с массой достоинств имели немало общих недостатков: шумный и малонадёжный затвор, создающий сильную вибрацию и, что самое главное, малую долговечность.
Кажется странным, что вопреки задуманной концепции, видоискатели и задники Bronica Z не подходили к Bronica D и S. В среде фотографов эти первенцы не пользовались высокой репутацией. Ну, что ж, первый блин вышел комом.
рис. 1. Ранние объективы для Броники закупались у Nikon, Carl Zeiss Jena и Sankyo Kohki (Komura).
Ранние объективы для Броники закупались у Nikon (рис. 1), Carl Zeiss Jena и Sankyo Kohki (Komura). Спустя два десятилетия, в 1976г, Броника, с помощью специалистов Schneider Kreuznach, стала выпускать оптику своими силами. Надо отдать должное компании, практически все её «стёкла» единодушно оцениваются на отлично. За первыми экспериментами потянулась целая вереница всё более и более совершенных конструкций, которыми Зензабуро продолжал заниматься до конца жизни. Его изделия стали пользоваться большим успехом. Спустя десятилетие после смерти Зензабуро, в 1998г, компания Zenza Bronica Ltd., которую он основал, была приобретена корпорацией Tamron, которая продолжала совершенствовать и выпускать модели Броники до 2005г.
Вопреки рекламным заверениям о всепоглощающем торжестве цифры и о кончине классических технологий, интерес снимающей публики к плёночной технике не угас. Больше того, он особенно обострился, когда любители, да и многие профи, узнали цены на среднеформатную цифровую технику. Не даром Броника с её демократичной стоимостью при отменном качестве «железа» и оптики, по-прежнему остаётся востребованной. Но купить её, к сожалению, можно лишь на вторичном рынке. Я не ставлю своей целью исторические изыскания, поэтому не буду придерживаться хронологии появления конструкций. Мне хочется познакомить читателя с особенностями камер Броники всех форматов 6х4,5; 6х6 и 6х7.
Начнём с Броники «малой».
Формат 6х4,5см, преследует цель достижения высокого класса конечного результата, при максимальной компактности и минимальном весе, по сравнению с Брониками формата 6х6 и 6х7см.
Система ETR
Модульные зеркальные камеры Zenza Bronica системыETR, рассчитаны на максимальный формат кадра 6х4,5см. Камеры этой системы являются самыми компактными зеркалками в ассортименте Bronica и обладают наибольшим числом дополнительных аксессуаров и возможностей, а также наиболее широким спектром сменной оптики. Начало линейки в 1976г положила первая SLR-камера с центральным затвором Zenza Bronica ETR.
О ранних моделях я расскажу обзорно. Они мне кажутся менее интересными со всех точек зрения. Основное внимание будет уделено камерам последних лет выпуска.
рис. 2. Zenza Bronica ETR
рис. 3. Zenza Bronica ETR
Zenza Bronica ETR
Это компактный, модульный аппарат 6x4.5см (размер кадрового окна 42.5x55.1мм) с множеством сменных видоискателей, объективов, задников, и других аксессуаров (рис. 2 и 3).
В основе конструкции – металлический литой корпус с электронной начинкой и исполнительными механизмами, оборудованный средствами крепления аксессуаров для создания нужной конфигурации камеры (рис. 4).
Базовый задник оснащён под плёнку типа 120, давая при этом возможность получить 15 кадров. С Zenza Bronica ETR могут использоваться задники, предназначенные для плёнки типа 220, правда, для российских условий это не очень актуально. Zenza Bronica ETR использует центральный электронный межлинзовый затвор Seiko #0, который находится в теле объектива. Он обеспечивает отработку ряда выдержек от 8с до 1/500с и Т (Т устанавливается на оправе объектива). В отсутствии питания возможна лишь одна механическая выдержка 1/500с. Она будет отрабатываться, независимо от позиции установки барабана выдержек.
рис. 4. В основе конструкции – металлический литой корпус с электронной начинкой и исполнительными механизмами, оборудованный средствами крепления аксессуаров для создания нужной конфигурации камеры
На Zenza Bronica ETR возможна установка любых видоискателей, в том числе и с замером. В верхней части корпуса аппарата имеются контакты для подключения призменных видоискателей с экпозамером AE, AE-II/III. Однако механизмов автоматики отработки экспозиции камера не имеет. Поэтому выдержку, которую подскажет Вам экспонометр видоискателя в ответ на установленную Вами апертуру, надо будет установить вручную. Стандартным для Zenza Bronica ETR считался объектив Zenzanon E 75mm F2.8 МС (5 элементов в 4-х группах).
Вообще для системы ETR было изготовлено около двух десятков объективов: от PE 30mm f3.5 fisheye и PS 35mm f3.5 fisheye до телеобъектива высшего качества Zenzanon РЕ 500mm F8, четыре зум-объектива и уникальный Super Angulon Tilt /Shift 55mm f4.5 PE. Конструкция байонета камер системы ETR не позволяет снять или установить объектив с невзведённым затвором.
рис. 5. Упрощенный вариант камеры - Zenza Bronica ETRC
Zenza Bronica ETRC
Годом позже был выпущен упрощенный вариант камеры - Zenza Bronica ETRC (рис. 5). В целях снижения цены изделия задник камеры сделали несменным. Его крышка для установки или изъятия кассеты откидывается вниз. Однако плёнка заряжается в обычную кассету, общую для всех моделей ряда ETR, что сохраняет все возможности оперативной перезарядки. Тем не менее, прелести сменного задника потеряны. Вы уже не сможете быстро заменить ч/б на цвет или слайд. Правда, кому-то это и не нужно. Ну, тогда эта камера – Ваша. Сэкономите при покупке процентов 20, а то и 30 от полнокровного варианта. По всем остальным параметрам и функциональному оснащению аппарат практически не отличается от Zenza Bronica ETR.
рис. 6. Zenza Bronica ETRS
рис. 7. Zenza Bronica ETRS
Zenza Bronica ETRS
Это камера следующего поколения ETR (1979г). Внешне она мало отличается от родоначальника, однако имеет перед ним ряд неоспоримых преимуществ (рис. 6 и 7). Прежде всего, это возможность помимо ручного режима использовать режим приоритета диафрагмы. Он реализуется при использовании измерительных пентапризм AE-II/III. Для обеспечения передачи команд исполнительной автоматике камеры в контактную группу установочного места видоискателя добавили ещё один контакт.
Помимо этого с Zenza Bronica ETRS можно использовать специальную рукоятку с курковым взводом и спусковой кнопкой (рис. 8) или вайндер. О них подробнее будет сказано ниже. При установке этих аксессуаров, штатная взводная рукоятка удаляется.
рис. 8. С Zenza Bronica ETRS можно использовать специальную рукоятку с курковым взводом и спусковой кнопкой или вайндер
Zenza Bronica ETRS, впрочем, как и вся линейка ETR не имеет механизмов зеркала, которые бы обеспечивали постоянное визирование. После спуска затвора, зеркало остаётся в верхнем положении и камера слепнет. Лишь при следующем взводе затвора зеркало вновь опускается в исходное положение. Естественно, что при использовании вайндера, эта операция автоматизируется. Существует более поздняя модификация Zenza Bronica ETR-S (1982г.), в которой большая часть конструктивных элементов корпуса и задников заменена поликарбонатом. Её иногда именуют «plastic body» ETR-S. Кроме новых используемых материалов она приобрела несколько мелких конструктивных новшеств.
рис. 9. Упрощённая модификация Zenza Bronica ETR-C, она лишена съёмного
Zenza Bronica ETR-C
Параллельно Zenza Bronica ETRS была выпущена её упрощённая модификация Zenza Bronica ETR-C (рис. 9). Задник камеры сделали несменным, его крышка для установки или изъятия кассеты откидывается вниз. В отличие от упомянутой раннее,Bronica ETRC, новая камера, помимо ручного режима может использовать режим приоритета диафрагмы. Он реализуется при использовании измерительных пентапризм AE-II/III. По всем остальным параметрам и функциональному оснащению аппарат практически не отличается от Zenza Bronica ETRS.
рис. 10. Самая последняя и совершенная модель формата 6х4,5см Zenza Bronica ETR-Si
рис. 11. Zenza Bronica ETR-Si
Zenza Bronica ETR-Si
Самая последняя и совершенная модель формата 6х4,5см (рис. 10, 11). Её базовая комплектация предлагает оснащение современной пентапризмой – видоискателем AE-III, объективом последнего поколения Zenzanon-PE 75mm f/2.8 и задником Film Back-Ei 120.
Zenza Bronica ETR-Si по-прежнему использует центральный электронный межлинзовый затвор Seiko #0, который находится в теле объектива. Он обеспечивает отработку ряда выдержек от 8с до 1/500с, В и Т (Т устанавливается на оправе объектива). В отсутствии питания возможна лишь одна механическая выдержка 1/500с. Обратите внимание, что в окошке барабана установки выдержек появилась новая позиция B (bulb). ETR-Si - единственная модель линейки ETR, которая имеет «выдержку от руки». Затвор всех камер линейки может синхронизироваться со вспышкой на любой из скоростей.
Если Zenza Bronica ETR-Si работает в паре с согласованной вспышкой SCA Metz (Mecablitz), камера отработает TTL-режим, с замером от плоскости плёнки. Для использования вспышки Metz необходим адаптер SCA 386. Вооруженная пентапризмой – видоискателем AE-III, камера обеспечена двумя режимами отработки экспозиции: приоритет диафрагмы и ручной. Видоискатель AE-III обеспечивает два режима TTL измерения: центровзвешенный и точечный. Переключатель находится на корпусе видоискателя.
Регулятор ввода экспокоррекции: ±2 EV с шагом 1/3 EV
Есть экспопамять (кнопка М) и диоптрийная коррекция от -2.5 до +0.5.
Диапазон измерений экспозиции: EV 1 - 19 для IS0 100 (рис. 12).
рис. 12. Набор видоискателей для Zenza Bronica ETR-Si
Пентапризма AE-II обладает более скромными возможностями. Она поможет камере отработать режимы экспозиции: приоритет диафрагмы и ручной, обеспечив при этом лишь центровзвешенный TTL-режим измерения (рис. 12).
Диапазон измерений экспозиции: EV 4 - 17 для IS0 100.
Три других видоискателя беззамерные. Однако без их помощи порою трудно обойтись. Особенно хороши, на мой взгляд, поворотный и «шахта» (рис. 12). Шахтный видоискатель оснащён откидной линзой, а сама линза сделана съёмной для замены на стёкла с иной диоптрийной коррекцией. Все видоискатели обеспечивают обзор равный 94% поля кадра. Для Zenza Bronica ETR-Si доступны восемь типов фокусировочных экранов. Их выбор зависит от используемого объектива, задника (например, на формат 135, или панорамный), сюжета и от предпочтений оператора (рис. 13). Замена экрана, даже в полевых условиях не вызывает трудностей.
рис. 13. Для Zenza Bronica ETR-Si доступны восемь типов фокусировочных экранов
Обратите внимание на рис. 11. Чуть ниже рычага включения режима мультиэкспонирования, который есть на всех камерах линейки ETR, впервые появился ещё один похожий рычажок. Это рычаг подъема и фиксации зеркала в верхнем положении. По-моему это весьма ценное приобретение.К традиционным задникам для ETR 120 и 220 прибавились задники E 135-N для формата 24х36мм и E 135-W на формат 24x54мм (рис. 14).
рис. 14. К традиционным задникам для ETR 120 и 220 прибавились задники E 135-N для формата 24х36мм и E 135-W на панорамный формат 24x54мм
Для удобства оператора на камеру может быть установлен вайндер (Compact Motor Winder Ei) (рис. 15), или специальная рукоятка с курковым взводом и спусковой кнопкой
Speed Grip E (рис. 10 и 16).
рис. 15. Для удобства оператора на камеру ETR-Si может быть установлен вайндер Compact Motor Winder Ei
рис. 16. Специальная рукоятка с курковым взводом и спусковой кнопкой
Вес корпуса камеры ETR-Si - 480 граммов, без батареи. И 1285 граммов в комплекте со стандартным объективом Zenzanon PE 75mm F2.8, задником Ei 120 и шахтным видоискателем, без батареи. Питание: одна 6В батарея (тип 476) серебряно-оксидная или алкалиновая. Она же используется для питания электроники пентапризм. Есть возможность контроля состояния батареи.
Размеры корпуса камеры ETR-Si: ШхВхГ: 92x87x69мм. И 92x107x165мм в комплекте со стандартным объективом Zenzanon PE 75mm F2.8, задником Ei 120 и шахтным видоискателем.
Вайндеры других типов
рис. 17. Motor Winder E может использоваться со всеми камерами ETR
- Motor Drive Е представлен в октябре 1976 года, 1 кадр/сек., одиночная или серийная съёмка. Использует 8 батарей АА, есть возможность подключить дистанционное управление и внешний источник питания, кожаный ремешок на ручке.
- Motor Winder E (рис 17) - октябрь 1988 года, 1 кадр каждые 0,8сек, 6 батарей АА, нет дистанционного управления, внешнего питания и ремешка. Однако этот мотор легче и проще при установке на камеру.
- Самый современный Motor Winder Ei II представлен в 1998 году, рассчитан на работу от одной батареи 2CR5, есть разъём для внешнего источника питания, значительно уменьшены габариты и вес. В его комплекте - охватывающий кисть руки кожаный ремешок.
Продолжение следует.
Борис Бакст