Обзор C. P. Goerz Berlin Dopp-Anastigmat Serie III DAGOR 150mm f/ 6.8
В каждой эпохе есть свои флагманы. В этом обзоре я расскажу об одном из лучших объективов эпохи появления анастигматов.
DAGOR или его полное имя — Doppel Anastigmat GOeRz, представляет собой двойной анастигмат с симметрично расположенными частями. Эти части состоят из склейки трех линз и абсолютно идентичны.
Его схема была изобретена в 1893 году немецким математиком Эмилем фон Гогом (Emil Von Hoegh). В последствии расчеты объектива были куплены фирмой Goerz, а талантливому оптику было предложено место ведущего специалиста.
Такая схема возникла не случайно. Фотографам того времени хотелось иметь универсальный объектив как для портретов, так и для пейзажной съемки. Фактически Дагор является одним из первых анастигматов, производившихся серийно. Первым объективом-анастигматом является Protar, сконструированный фирмой Carl Zeiss, но он не получил такого успеха как Dagor.
Для объективов того времени Дагор прекрасно исправлен в отношении комы, дисторсии, хроматической и сферической аббераций. Эти объективы выпускали с различными фокусными расстояниями (от 75 до 1200 мм), и диафрагмами (f4—f11).
Первые партии Дагоров были настолько востребованы, что производственных мощностей фирмы не хватало.
К оправе этого объектива приклеено среднее макрокольцо М42, для удобства установки на современную камеру.
Принцип Дагора был реализован во многих конструкциях объективов. Многие производтели копировали данную схему, с небольшими модификациями, чтобы обойти патент.
Даже сейчас эта оптическая схема реализуется в объективах форматных камер фирм Schneider и Rodenstock. Больше об этих объетивах можно прочитат в книге Савельева С. В. «Дагор: искусство фотографии».
Мне в руки попал объектив Dagor f6,8 150 мм. Судя по серийному номеру 291 040 он был выпущен между 1908 и 1914 годами. Объектив имеет ирисовую диафрагму, количество лепестков — 13 штук. Которая плавно закрывается.
Было интересно какой рисунок получается с ним на цифровой камере. К сожалению полнокадровой камеры у меня нет, и я фотографировал ним на кропнутый фотоаппарат Nikon D3100.
Установил его на камеру, приклеив к оправе среднее макрокольцо М42, добавив к нему еще большое и малое кольцо. И всю эту конструкцию прикрутил к геликоиду через переходник M42-M39 и на камеру при помощи M42-Nikon.
Примеры фотографий, снятых объективом Dopp-Anastigmat Serie III DAGOR 150 mm f/ 6.8
Все фото сделаны на открытой диафрагме (f 6,8). Контраст подтянут в RAW конвертере местами совсем немного, а местами значительно.
Начну с прогулки по парку.
Боке у объектива интересное, своеобразное.
Немного утреннего стрита.
100% кроп этого же снимка. Этот объектив кроет кадр 18х24 см. При такой площади он обладает хорошей резкостью. Но на цифре конечно в плане резкости его возможности ограничены.
О соотношении размера кадров большого формата и цифрокропа можно прочитать в отдельной статье.
Он довольно неплохо передает полутона. Контраст весьма неплох для непросветленного объектива.
Ну и пару портретов.
Цветопередача неплохая, но засветок боится. Особенно контрового света. На этой фото контраст значительно подтянут.
Вывод: объектив C. P. Goerz Berlin Dopp-Anastigmat Serie III DAGOR 150 mm f/ 6.8 весьма интересный своим рисунком. Будет интересен любителям винтажной картинки. Из-за небольшой светосилы рекомендуется снимать ним в солнечный день.
Здесь можно также посмотреть примеры фотографий, сделанные объективами Goerz Dagor на большом формате.
Понравилась статья? Поделись с друзьями.